Резервуары и технологическое оборудование
Резервуары и технологическое оборудование » Подбор оборудования » Статьи
Проблемы транспортировки нефти и нефтепродуктов
Б.А.Носов, доктор экономических наук, зам. директора Союзморниипроекта
Н.В.Куликов, президент Компании «Лукойл-Арктик-Танкер»
До настоящего времени в мире основным горючим материалом остаются нефть и нефтепродукты. Только транспорт, использующий двигатели внутреннего сгорания, а это более 400 млн. автомобилей, 70 тыс. судов, не считая авиации, сельхозмашин и военной техники, потребляет более 60% всех производимых нефтепродуктов.
Места добычи нефти находятся, в основном, на значительном удалении от мест ее потребления, причем зачастую они разделены большими водными пространствами, поэтому нефть и нефтепродукты являются одним из основных грузов для перевозки морем. Доля нефтегрузов составляет примерно 38% объема всех перевозимых морем грузов, а в количественном выражении это в 1996 г. составило около 1,4 млрд. т, согласно прогнозу, к 2000 г. этот объем увеличится до 1,53 млрд. т.
В 1996 г. в России было добыто нефти примерно 300 млн. т, ранее в СССР — 600 млн. т (максимум был достигнут в 1988 г. — 624 млн. т).
В последние годы в России наблюдается устойчивая тенденция снижения добычи нефти. Это обуславливается следующими причинами:
- отсутствие инвестиций на разведку новых месторождений и их освоение, на применение новых технологий;
- увеличение себестоимости добываемой нефти (с 1965 г. увеличилась более чем в 5 раз), что связано со смещением добычи нефти в северные и арктические районы с более тяжелыми климатическими условиями, необходимостью увеличения расходов на охрану окружающей среды, увеличением глубины бурения;
- рост стоимости транспортировки нефти, так как продвижение мест добычи на север не только удорожает ее добычу, но и удорожает доставку ее к местам переработки или продажи.
Внешняя торговля России базируется на экспорте энергоносителей, которые составляют более 65% всех экспортируемых грузов, из них более 45% — это нефть и нефтепродукты. После распада СССР основные месторождения нефти остались в России и она приняла на себя основные обязательства по поставкам нефти и нефтепродуктов на экспорт. В 1996 г. экспорт нефти и нефтепродуктов составил примерно 100 млн. т и практически остался на том же уровне, что и в бывшем СССР.
Транспортировка нефти и нефтепродуктов на экспорт осуществляется преимущественно двумя видами транспорта: трубопроводным и морским. Трубопроводным транспортом нефть поставляется в страны Европы. На территории России нефтепровод заканчивается на станции Унеча, далее он идет на Ново-Полоцк (Белоруссия) и здесь разветвляется на две нитки. Одна идет на порт Вентспилс (Латвия), другая — на Мозырь и далее через Украину в Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, Германию и другие страны. В некоторые страны Западной Европы и страны, расположенные в других частях мира, транспортировка нефти и нефтепродуктов производится морским транспортом через морские нефтеперевалочные комплексы. С распадом социалистической системы объемы транспортировки нефти трубопроводным транспортом в страны Европы стали сокращаться, в то время как роль морского транспорта возрастает. Сегодня большинство проектов по увеличению добычи нефти и ее экспорту связано с морским транспортом.
Необходимо отметить, что значительные валютные поступления Россия получает не только от продажи самих нефтегрузов, но и от их транспортировки морским транспортом. Процесс транспортировки нефтегрузов морским транспортом состоит из двух составляющих:
- перевалка с берега на специализированные морские суда;
- перевозка специализированными морскими судами.
Перевалка нефтегрузов на специализированные морские суда производится на морских нефтеперевалочных комплексах и припортовых нефтяных терминалах. В России морские нефтеперевалочные комплексы и припортовые нефтяные терминалы имеются во всех морских бассейнах (Азово-Черноморский, Балтийский, Северный, Дальневосточный), однако они существенно отличаются по своим мощностям, технической оснащенности, наличию подходов к ним магистральных нефтепроводов.
Объемы перевалки нефтегрузов в морских портах России за 1996 г.
Наименование | Объемы бассейнов, нефтегрузов, портов (млн. т) |
---|---|
Азово-Черноморский бассейн | |
Новороссийск | 35,2 |
Туапсе | 10,5 |
Кавказ | 0,4 |
Итого: | 46,1 |
Балтийский бассейн | |
Санкт-Петербург | 3,7 |
Калининград | 0,8 |
Итого: | 4,5 |
Северный бассейн | |
Архангельск | 0,4 |
Мурманск | 0,2 |
Итого: | 0,6 |
Дальневосточный бассейн | |
Владивосток | 0,6 |
Находка | 3,0 |
Ванино | 1,3 |
Прочие | 0,6 |
Итого: | 5,5 |
Итого по портам России | 56,7 |
Грузооборот всех портов России по нефтегрузам составил в 1996 г. 56,7 млн. т (см. табл.). Из них примерно 50 млн. т — экспорт нефти и нефтепродуктов, а 6,7 млн. т приходится на каботажные перевозки, включая завоз грузов в районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним, а также на бункеровку судов. Основные нефтеперевалочные комплексы находятся в Азово-Черноморском бассейне. Они расположены в портах Новороссийск и Туапсе и связаны трубопроводами с местами добычи нефти. Самым крупным в России является морской нефтеперевалочный комплекс в порту Новороссийск. Он может принимать и обрабатывать специализированные суда-танкеры грузоподъемностью до 250 тыс. т и обеспечивать скорость погрузки нефти до 15 тыс. т в час, но такой современный причал всего лишь один. Большинство причалов комплекса приспособлено к приему и обработке сравнительно небольших танкеров грузоподъемностью до 45 тыс. т. Грузооборот комплекса в 1996 г. достиг 35,2 млн. т и, по существу, является максимальным. Из 35,2 млн. т более 34 млн. т составляет нефть для поставки на экспорт.
Анализ состояния технической базы комплекса показывает, что она нуждается в реконструкции и модернизации. К настоящему времени разработано и утверждено технико-экономическое обоснование (ТЭО) на дооборудование глубоководного причала №1А. Реконструкция этого причала позволит принимать на нем к обработке танкеры грузоподъемностью до 80 тыс. т. В связи с освоением новых месторождений нефти в Казахстане, Азербайджане и Чечне и ограниченными возможностями морского нефтеперевалочного комплекса в порту Новороссийск, рассматривается и прорабатывается вопрос о строительстве в районе Новороссийска принципиально нового морского нефтеперевалочного комплекса — терминала нефтеэкспортной системы Каспийского трубопроводного консорциума, который включает три причальные устройства, вынесенные на 5 км в море и соединенные с трубопроводами. Предусматривается, что грузооборот этого комплекса в перспективе составит 67 млн. т нефти, поставляемой на экспорт. Морской нефтеперевалочный комплекс в порту Туапсе может принимать танкеры грузоподъемностью до 45 тыс. т. В 1996 г. грузооборот комплекса по нефтегрузам составил 10,5 млн. т, в основном это нефть и нефтепродукты туапсинского нефтеперерабатывающего завода, поставляемые на экспорт. Достигнутый в 1996 г. грузооборот является максимальным.
В Балтийском бассейне после распада СССР Россия не имеет морских нефтеперевалочных комплексов, так как расположенный в порту Вентспилс отошел к Латвии. Он соединен трубопроводом с местами добычи нефти, и через него идет на экспорт примерно 25 млн. т нефти в год. В портах Санкт-Петербург и Калининград имеются припортовые нефтяные терминалы; они не соединены с магистральными нефтепроводами; нефть и нефтепродукты на них поступают железнодорожным транспортом или морем. Эти терминалы в основном используются для обеспечения каботажных перевозок (снабжение промышленных предприятий и населенных пунктов, расположенных на морском побережье) и бункеровки судов. В настоящее время рассматривается вопрос о строительстве морских нефтеперевалочных комплексов в бухте Батарейная (нефтепродукты) и Приморске (нефть) с подведением к нему магистрального нефтепровода из Кириши.
В Северном бассейне в портах Архангельск и Мурманск имеются небольшие морские нефтеперевалочные комплексы, их грзуооборот составил за 1996 г. всего 0,6 млн. т. Эти комплексы используются для завоза нефтегрузов в районы Западной Арктики и обеспечения каботажных перевозок.
В дальневосточном бассейне в порту Находка имеется современный морской нефтеперевалочный комплекс, на который нефть и нефтепродукты поступают железнодорожным транспортом. Грузооборот комплекса за 1996 г. составил 3 млн. т, это в основном экспорт нефтегрузов. Остальные припортовые нефтяные терминалы, расположенные в портах Владивосток, Ванино и др., используются для завоза нефтегрузов в районы Крайнего Севера (Восточная Арктика) и местности, приравненные к ним, а также для обеспечения каботажных перевозок и бункеровки судов. В перспективе, в связи с открытием и освоением месторождений нефти на острове Сахалин, рассматривается вопрос о строительстве в этом районе новых морских нефтеперевалочных комплексов, через которые могло бы осуществляться снабжение нефтью и нефтепродуктами районов Дальнего Востока и Крайнего Севера (Восточная Арктика).
Анализ технического состояния морских нефтеперевалочных комплексов России показывает, что многие из них нуждаются в реконструкции и модернизации. Для увеличения экспорта нефти и нефтепродуктов через морские нефтеперевалочные комплексы России необходимы новые современные комплексы: один в Азово-Черноморском бассейне в районе Новороссийска, два — в Балтийском бассейне в Ленинградской области.
Перевозка нефти и нефтепродуктов морем производится специализированным танкерным флотом. Продолжающийся процесс углубленной специализации разделил танкерный флот на продуктовозы и три категории нефтевозов:
- грузоподъемностью до 80 тыс. т;
- грузоподъемностью от 80 до 120 тыс. т;
- грузоподъемностью свыше 120 тыс. т.
К особой категории относятся танкеры грузоподъемностью более 250 тыс. т. Именно для такой классификации рассчитываются базисные ставки по направлениям перевозок и производится котировка тоннажа при фрахтовании. В мире танкерный флот разделился на два вида:
- принадлежащий нефтяным компаниям;
- принадлежащий независимым судовладельцам.
Количество танкерного флота, принадлежащего нефтяным компаниям, постоянно увеличивается. Крупнейшими владельцами танкерного флота являются нефтесиндикаты: «Шелл», «Стандарт», «Бритиш Петролеум», «Галф» и др.
Б.А.Носов, доктор экономических наук,
зам. директора Союзморниипроекта;
Н.В.Куликов, президент Компании
"Лукойл-Арктик-Танкер"
В этом же разделе:
- Вертикальный резервуар
- Горизонтальные резервуары
- История возникновения резервуаров
- Изготовление резервуаров
- Пожарная безопасность при эксплуатации резервуаров
- Емкости стальные и емкости нержавеющие
- Классификация и назначение резервуаров
- Добыча нефти
- «Черное золото»
- Хранение нефти
- Развитие резервуаростроения
- Пожарные резервуары
- Резервуары горизонтальные стальные РГС наземного расположения
- Монтаж резервуарных металлоконструкций (часть 1)
- Монтаж резервуаров. Подготовительные работы. (часть 2)
- Монтаж резервуаров (часть 3)
- Тушение пожаров в резервуарых парках
- Технические характеристики резервуаров
- Резервуары и резервуарное оборудование на АЗС
- Номенклатура отечественных стальных резервуаров
- Классификация нефтебаз
- Эксплуатация резервуаров, резервуарных парков
- Определение объема резервуарного парка и выбор типов резервуаров
- Характеристики резервуаров различных типов и объемов (Часть 2)
- Характеристики резервуаров различных типов и объемов (Часть 1)
- Специфические особенности экономики резервуаростроения
- Производственные операции. Наполнение, опорожнение и зачистка резервуаров
- Резервуары повышенного давления
- Планово-предупредительный ремонт резервуаров