8-800-2000-845
Бесплатная телефонная линия
Заказать обратный звонок

Резервуары и технологическое оборудование

Резервуары и технологическое оборудование » Подбор оборудования » Полезная информация » Руководство по тушению нефти и нефтепродуктов в резервуарах и резервуарных парках *

4. Организационно-подготовительные мероприятия

4.1.

Разработка планов пожаротушения

4.1.1.

На каждый объект хранения нефти и нефтепродуктов следует разрабатывать план пожаротушения с учетом действующих нормативных документов.

Расчет необходимых для ликвидации пожара сил и средств в плане пожаротушения проводится в трех вариантах.

4.1.2.

Первый вариант (нормативный) предусматривает тушение пожара передвижной пожарной техникой:

в наземных вертикальных резервуарах с понтоном или без него, с плавающей крышей и в подземных резервуарах по площади горизонтального сечения наибольшего резервуара;

в горизонтальных резервуарах по площади резервуара в плане;

для наземных резервуаров объемом до 400 м³, расположенных на одной площадке, по площади в пределах обвалования этой группы, но не более 300 м².

Интенсивность подачи раствора пенообразователя для расчета сил и средств выбирается по табл. 2.1 или 2.2 с учетом времени свободного развития пожара.

4.1.3.

Второй вариант предусматривает тушение пожара в резервуаре, на запорной арматуре и в обваловании одновременно. При локальном разрушении резервуара площадь растекания нефтепродукта определяется границами обвалования, а в случае полного разрушения — по формуле:

F = Ka - Vp,

где F — прогнозируемая площадь растекания нефтепродукта, м²;

Ka — коэффициент затопления, м²/м³;

Vp — объем хранимой жидкости в резервуаре, м³.

Величина коэффициента затопления принимается в зависимости от расположения резервуара на местности:

5 — в низине или на ровной площадке;

12 — на возвышенности.

4.1.4.

Третий вариант предусматривает тушение пожара в случае его распространения на другие резервуары. Для парка стальных наземных резервуаров этот вариант должен предусматривать вероятность горения всех резервуаров, находящихся в одном обваловании; для парка подземных резервуаров — исходя из особенностей парка и хранящихся жидкостей, но не менее одной трети резервуаров.

4.1.5.

Вариант распространения пожара на всю территорию объекта, а также с выходом за его пределы, должен составляться совместно с представителями МЧС и предусматривать привлечение сил и средств не только пожарной охраны, но и сил и средств МЧС.

4.1.6.

На каждый резервуар составляются схемы и таблицы с указанием мест установки пеноподъемников или пеномониторов, количества пенных стволов, требуемого запаса пенообразователя и воды.

4.1.7.

Нормативный запас пенообразователя, воды и пеноподающая техника, как правило, должны находиться на территории объекта. В отдельных случаях, при наличии в городе или на объекте нескольких резервуарных парков, а также если резервуарный парк оборудован стационарной системой пожаротушения, расчетный запас пенообразователя для тушения пожара передвижными средствами может находиться в другом месте, но при этом время их сосредоточения на месте пожара не должно превышать 1 ч с момента сообщения.

4.1.8.

Определить требуемое количество и порядок привлечения для организации тушения пожаров грузовых автомобилей, самосвалов, бульдозеров, экскаваторов, поливочных автомобилей (для подвоза пенообразователя), а также другой техники. Эти вопросы должны быть согласованы с руководством предприятий, имеющих такую технику, и утверждены главой администрации города (населенного пункта или района).

4.1.9.

При разработке планов пожаротушения необходимо определить максимально допустимое время ввода сил и средств для охлаждения соседних резервуаров (прил. 7, рис. 1).

Резервуары подлежат охлаждению в зависимости от концентрации паров внутри в следующем порядке:

в области взрывоопасных значений;

ниже нижнего концентрационного предела распространения пламени;

выше верхнего концентрационного предела распространения пламени.

Взрывоопасность среды в облучаемом пламенем пожара резервуаре определяется по рис. 2 прил. 7.

4.1.10.

При наличии систем подслойного тушения в планах пожаротушения должны быть предусмотрены схемы боевого развертывания в зависимости от имеющейся пожарной техники.

Для устойчивой работы системы подслойного тушения необходимо использовать пожарные рукава, прошедшие испытания под давлением согласно действующим документам.

4.1.11.

При недостатке в гарнизоне пожарной охраны сил и средств следует определить порядок привлечения сил и средств ближайших гарнизонов и опорных пунктов тушения пожаров, техники с других объектов, а при необходимости — сил и средств пожарной охраны соседних субъектов Российской Федерации, согласовав это с соответствующим УГПС, ОГПС. Согласовать порядок вызова и участия сил МЧС, воинских частей, работников милиции, медицинских служб, добровольных пожарных дружин объектов.

4.1.12.

Корректировка планов тушения пожаров в резервуарных парках должна проводиться ежегодно, а также при проведении реконструкции резервуарного парка, изменении численности объектовых пожарных частей и подразделений и их технического оснащения.

4.2.

Подготовка личного состава

4.2.1.

Подготовка личного состава гарнизона пожарной охраны к тушению пожаров в резервуарах и резервуарных парках проводится на занятиях по служебной и боевой подготовке, пожарно-тактических учениях и занятиях в соответствии с приказами, указаниями МВД России, ГУГПС МВД России.

4.2.2.

На теоретических занятиях личный состав знакомится с конструкцией резервуаров защищаемого объекта, основными свойствами хранимых продуктов, возможными видами пожаров в резервуарахи резервуарных парках и способами их тушения, мерами безопасности при ведении боевых действий.

На практических занятиях личный состав отрабатывает действия по формированию навыков по сборке схем боевого развертывания для проведения пенной атаки, взаимодействию боевых участков, слаженности действий при боевом развертывании и тушении пожара в резервуарах и резервуарных парках согласно имеющимся планам пожаротушения и требованиям настоящего Руководства.

4.2.3.

Пожарно-тактические учения проводятся в соответствии с методическими указаниями по пожарно-тактической подготовке и планом пожаротушения.

Обучение РТП и начальствующего состава пожарных частей действиям при пожаре в резервуарном парке, оценке обстановки на пожаре при различных вариантах его развития и принятию правильных решений целесообразно проводить с использованием ЭВМ.

4.2.4.

При проведении учений отрабатываются:

действия персонала по своевременному сообщению о пожаре и функционированию служб объекта;

своевременность сбора сил и средств и их взаимодействие;

взаимодействие пожарной охраны со службами объекта и населенного пункта;

схемы боевого развертывания для проведения пенной атаки;

взаимодействие с привлекаемыми подразделениями МЧС России и другими формированиями;

схемы расстановки пожарной техники;

порядок работы оперативного штаба;

действия личного состава на боевых участках;

действия по защите дыхательной и другой арматуры соседних резервуаров;

действия пожарных и других лиц при подаче специальных сигналов;

схемы подачи воды на охлаждение горящего и соседних с ним резервуаров;

подготовка и проведение пенной атаки;

действия по отводу воды из обвалования горящего резервуара и ее возможному использованию для охлаждения.

4.2.5.

При наличии пожарных полигонов с резервуарами или их фрагментами ПТУ отрабатываются действия личного состава при реальном тушении горящего резервуара, обычно на его фрагменте, при этом можно давать различные вводные, учитывающие особенности тушения с усложняющими факторами.

4.3.

Взаимодействие пожарной охраны со службами объекта и населенного пункта

4.3.1.

Взаимодействие при тушении пожара осуществляется на основании планов локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров (далее по тексту — планов), которые должны разрабатываться администрацией объекта и согласовываться со всеми участниками взаимодействия.

Участниками взаимодействия являются:

подразделения пожарной охраны;

администрация объекта;

службы жизнеобеспечения объекта и населенного пункта;

организации, осуществляющие водоснабжение объекта;

организации, осуществляющие подачу электроэнергии;

организации газового хозяйства населенного пункта или объекта;

другие службы, привлекаемые в установленном порядке к тушению пожара.

4.3.2.

Координация деятельности служб и постановка задач на проведение работ, связанных с ликвидацией пожара, возлагается до прибытия пожарных подразделений на администрацию объекта. После прибытия пожарных подразделений координация их деятельности возлагается на РТП и оперативный штаб пожаротушения, если иное не оговорено планом ликвидации аварии.

4.3.3.

В планах указывается:

система оповещения о возникшем пожаре и взаимном обмене информацией;

состав и дислокация сил и средств, выделяемых участниками взаимодействия при получении сообщения при пожаре;

порядок привлечения и организация связи между участниками взаимодействия;

первоочередные действия каждого участника взаимодействия при получении сигнала о пожаре;

особенности территории, дорог, водообеспечения;

особенности технологических процессов промышленных и других предприятий, оказывающих влияние на обстановку на пожаре и его ликвидацию;

организация материально-технического обеспечения тушения пожара и обеспечения аварийно-восстановительных работ для ликвидации последствий пожара;

перечень и особенности юридических аспектов по вопросам привлечения сил и средств организаций и предприятий различных форм собственности к решению задач по тушению пожара и ликвидации его последствий;

ответственность сторон-участников взаимодействия.

4.3.4.

Отработку совместных действий с привлечением всех предполагаемых участников взаимодействия рекомендуется осуществлять в рамках проведения пожарно-тактических учений.

В этом же разделе: